Январь

1 января

МУЧЕНИК ВОНИФАТИЙ (290)

Спаситель пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию. Грешниками были раб Вонифатий и его хозяйка, молодая римлянка Аглаида. Их страстно тянуло друг к другу, они были в связи, но мучились и хотели избавиться от греха. Аглаиде сказали, что если с благоговением хранить в доме мощи мучеников, то их молитвами легче получить спасение. Она отправила Вонифатия в места жестоких гонений на христиан за мощами Какого-либо мученика. Став свидетелем казней, Вонифатий был так потрясен просветленными благодатью лицами христиан, подвергавшихся страшным пыткам, что сам открыто Исповедал себя христианином и был замучен. Аглаиде явился Ангел и велел ей принять бывшего раба, а отныне господина и покровителя. Она погребла святого и провела остаток дней в покаянии. Похоронили ее рядом с Вонифатием.

2 января

ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (1908)

Преподобный Иоанн (в миру Иван Сергиев) был направлен священником в Кронштадт, где стал ходить по лачугам и бедным квартирам. По свидетельствам современников, он «утешал брошенных матерей, нянчил их детей... помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой». За это Бог наградил подвижника даром врачевания и чудотворения - и вскоре вся Россия двинулась к нему за помощью и утешением. Пламенные проповеди святого потрясали души, общие исповеди превращались в явления всенародного покаяния. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его,- говорил праведник.- Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем». Он пророчил и страшные беды России «за безбожие и свои беззакония».

3 января

СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ (1526)

Главное деяние святителя Петра - перенос в 1324 году митрополичьего престола из Владимира в Москву, что дало мощный духовный и политический заряд Московскому государству, объединившему русские земли в противостоянии Орде. Святитель родился на Волыни, в 12 лет поступил в монастырь, успешно обучился наукам и иконописанию. Потом он долго подвизался пустынником и, наконец, стал игуменом обители, образовавшейся вокруг его келлии. Слава об игумене-подвижнике росла, дошла и до Патриарха Константинопольского, который поставил Петра на Русскую митрополию. Святитель объезжал русские земли, поучая народ и замиряя враждовавших князей. Он пророчески предсказал освобождение от татарского ига и возвышение Москвы как центра всей Руси. По благословению святителя в Московском Кремле был заложен Успенский собор.

4 января

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА (ОК. 304)

Великомученица Анастасия Узорешительница была дочерью римского сенатора-язычника, но благодаря матери, тайной христианке, познала учение Христа. После смерти матери отец насильно выдал свою дочь замуж. Дабы не нарушить обет девства, Анастасия долгое время ссылалась на тяжкую болезнь, так сохраняя чистоту. В нищенской одежде святая тайно посещала узников-христиан, помогала больным и увечным. Узнав об этом, муж избил ее и посадил под замок, но сам вскоре утонул на пути в Персию, куда был назначен послом. Сама освободившись от уз, Анастасия пустила наследство на помощь узникам. Получив от Бога дар врачевания, она, странствуя, помогала христианам в застенках не только средствами и лечением, но и добрым словом, разрешала их от уз отчаяния и страха, за что и названа Узорешительницей. Жизнь святая окончила мученическим подвигом.

5 января

ПРЕПОДОБНЫЙ НИФОНТ, ЕПИСКОП КИПРСКИЙ (IV в.)

Преподобный Нифонт Кипрский в детстве был добрым И кротким, часто ходил в церковь, но в юности предался разгульной жизни. Порой он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не спастись, снова ударялся в грех. Однажды его друг заметил, что лицо у него совсем почернело. Нифонт ужаснулся, стал каяться и взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества. После долгой горячей молитвы и слез покаяния он увидел, что Лик Божией Матери на иконе просветлел и Она улыбнулась. Нифонт стал непрестанно молиться Богородице и, если вновь впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался. Наконец, Нифонт полностью изменился, принял иноческий постриг и усилил свои подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями. Уже в старости он был поставлен епископом и на смертном одре сподобился увидеть Ангелов и Пречистую Божию Матерь.

6 января

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕВГЕНИЯ (ОК. 262)

Дочь римского наместника Египта, преподобномученица Евгения решила посвятить себя Христу и, одевшись мужчиной, тайно ушла в мужской монастырь (женских тогда еще не было). Епископ, имевший о ней видение, благословил ее подвизаться в образе инока. Позднее некая вдова, увидев «юношу», воспылала страстью и, получив отказ, пустила клевету о насилии. Евгению привели на суд к ее же отцу - тогда она открылась. Вскоре вся семья приняла Крещение. Отец Евгении, по доносу язычников, был смещен, а затем, когда принял сан епископа,- злодейски убит. Его вдова вернулась в Рим с дочерью, где та продолжала монашескую жизнь, а ее мать помогала вдовам. Во время гонений святая подверглась мучениям. Ей явился Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в Рождество Христово - она с радостью приняла смерть в светлый праздник.

7 января

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Праздник Рождества Христова возник в первые века христианства, до IV века отмечался 6 января и вначале относился ко Крещению Господню. Главной целью праздника было воспоминание и прославление явления во плоти Сына Божия. При этом Православная Церковь особо выделяла значение Рождества Христова в противоположность распространенным тогда ересям, отрицавшим Божественную природу Иисуса Христа и утверждавшим, что лишь при Крещении произошло «истечение Божества» на Спасителя. Праздник был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в 1-й половине IV века (при папе Юлии) и перенесен на 25 декабря с целью создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Восточная Церковь ввела эту традицию немногим позже, около 377 года. По мнению отцов Церкви, 25 декабря и исторически более соответствует дню самого Рождения Господа Иисуса Христа.

8 января

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КОНСТАНТИН РУССКИЙ (1742)

Святой Константин Русский принял постриг в Киево-Печерской лавре. Был иеромонахом в храме Святой Софии в Киеве, а затем нес послушание священника в Константинополе при русском посольстве. Пользовался большим уважением за обширные и глубокие знания. Во время Русско-турецкой войны проживал на Афоне в Великой Лавре. Биограф отца Константина, знавший его лично, отмечал его мудрость и добродетельность. В Константинополь он вернулся после подписания мира. Отец Константин безупречно служил при русском посольстве, но произошел некий конфликт с русским послом, и далее, по неведомой нам причине, он во время аудиенции у турецкого султана отрекся от Христа и перешел в ислам. Через несколько дней, раскаявшись, он, опять же перед султаном, в одежде христианина отрекся от мусульманства, за что и был казнен без суда.

9 января

ПЕРВОМУЧЕНИК И АРХИДИАКОН СТЕФАН (34)

Старший среди диаконов, поставленных апостолами, Стефан стал первым мучеником, отдавшим жизнь за Христа. Он побеждал в спорах фарисеев и законников, в ту пору превосходя жаром проповеди даже апостолов. Иудеи обвинили его в хуле на Бога и Моисея и привлекли на суд синедриона. На суде Стефан смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни Ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи он поднял голову и вдруг воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Услышав это, судьи бросились на Стефана и за вратами Иерусалима побили его насмерть камнями. Умирая, святой просил Спасителя: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего». Казнь видел юноша-фарисей Савл, гонитель христиан, а потом - будучи призван Господом, самый деятельный из апостолов.

10 января

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМОН МИРОТОЧИВЫЙ (1257)

Преподобный Симон Мироточивый стал устроителем самой впечатляющей своей архитектурой обители на Святой Горе — монастыря Симонопетра. Преподобный Симон был удивительный аскет, чудотворец, а после смерти его мощи источали целебное миро. Известно его беспримерное послушание и безграничная любовь братии к своему строгому старцу. Когда он достиг меры своего учителя, то поселился в пещере, которая сохранилась и сегодня. Там, в ночь Рождества Христова, он увидел, как с неба будто сошла звезда, подобная Вифлеемской, и стала на отвесной скале, в том самом месте, где ныне стоит монастырь Симонопетра. Голос Пресвятой Девы указал ему, что Господь призывает его создать на этом месте монашеское общежитие. Исполнив волю Божию и достигнув высот подвижничества, Симон просиял в святости. Сам святой называл свою обитель Новым Вифлеемом.

11 января

СВЯТОЙ ПРОРОК И ЦАРЬ ДАВИД (965 г. до Р.Х.)

Первое, чем прославился Давид на своем пути от простого пастуха до царя Израиля,- храбростью и мастерством воина. Перед битвой его народа с врагами он вышел против великана Голиафа и сразил его из пращи, что решило исход сражения. Красивый и благочестивый юноша сразу стал любимцем народа, царь Саул приблизил Давида, но потом стал бояться его. Давиду пришлось спасаться, и, когда он сам мог убить гонителя, всегда щадил его, так прославившись милосердием. После гибели Саула он вскоре был помазан на царство - и проявил себя мудрым правителем. Захватив Иерусалим, Давид сделал его «градом Божиим, городом Великого Царя». И остался в веках великим поэтом-духовидцем и пророком, его псалмы - «эталоны» покаяния и надежды на Бога, как пророчества о приходе Спасителя и Его крестной смерти.

12 января

ПРЕДОДОБНОМУЧЕНИК ГЕДЕОН КАРАКАЛЛЬСКИЙ (1818)

Святой Гедеон Каракалльский родился в селе Капурна на северо-востоке Греции в 1766 году. В 12 лет Гедеон, тогда еще Николай, был взят от родителей и под давлением турок принял мусульманство, получив имя Ибрагим. Спустя три года он ушел на Святую Гору. После принесения покаяния он был пострижен с именем Гедеон в монастыре Каракал. Там он провел 35 лет высокой монашеской жизни. Но желание умереть ради Спасителя все больше возрастало в его сердце. После испытания в твердости веры Гедеон возвратился на родину. Там он стал проповедовать Христа и обличать мусульманскую веру. Турки, приняв его за сумасшедшего, сильно избили. Но, поняв его умысел, они в бешенстве отрубили ему руки и ноги и бросили умирать в отхожее место. После долгих мучений Гедеон с именем Христа на устах предал дух Господу.

13 января

ПРЕПОДОБНАЯ МЕЛАНИЯ (439)

Преподобная Мелания, дочь знатных римлян, была в 14 лет против воли отдана замуж за столь же знатного юношу Апиниана. Она умоляла мужа жить с ней в непорочности, но тот стремился иметь наследников их богатства. Мелания смирилась, родила двоих детей, но при вторых родах ребенок умер, а сама Мелания так страдала, что Апиниан, молясь за жизнь супруги, переменился и дал обет воздержания. После смерти и первого ребенка они оба посвятили себя Богу. Все богатства они пустили на помощь страждущим, а во время своих путешествий помогали монастырям, покупая для них земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Палестине. Однажды супруги даже спасли осажденный город, дав за него большой выкуп. На их средства было построено много храмов и больниц. В Иерусалиме Мелания основала две обители и до конца жизни жила в уединении и молитвах.

14 января

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, АРХИЕПИСКОП КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ (379)

Святитель Василий Великий происходил из очень знатного рода. Освоив практически все знания своего времени - от философии и юриспруденции до математики и медицины,- он, однако, решил посвятить себя Богу и вести аскетическую жизнь. Василий посетил подвижников Египта, Сирии и Палестины, а вернувшись в Каппадокию, раздал имущество и вместе со своим другом святителем Григорием Богословом устроил обитель. Позднее, уже став епископом, Василий прославился борьбой с арианской ересью. В ответ на угрозы властей, поддержавших ересь, он говорил: «Ссылки нет для меня, везде Божие место, а мучения что? Только первый удар чувствителен... Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу». Святитель Василий оставил богатое богословское наследие и, главное,- чин Литургии, которую служат десять раз в году, в основном в Великий Пост.

15 января

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ (1833)

Любимый народом святой Серафим Саровский (в миру Прохор) происходил из купеческой семьи. Уже в детстве проявилась о нем особая забота Господа: однажды он упал с высокой колокольни, но остался невредим. Желание покинуть мир пришло к нему в 17 лет, и печерский старец Досифей благословил юношу спасаться в Саровской Успенской пустыни. Ведя строгую жизнь подвижника, святой удостаивался посещения Божией Матери. Она излечила его от тяжкой болезни, потом - от ран, нанесенных разбойниками, когда святой подвизался в лесу, в уединенной келлии, а позднее, явившись, разрешила окончить затвор. Особым подвигом святого стало столпничество. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Слава о подвижнике разнеслась по всей России - к нему потекли люди за советом и утешением. И к каждому он обращался с любовью: «Радость моя».

16 января

ПРОРОК МАЛАХИЯ (ОК. 400 ДО Р.Х.)

Малахия стал последним из ветхозаветных пророков, поэтому святые отцы называют его «печатью пророков». В народе он являл столь яркий образец доброты и благочестия, что получил имя Малахия - «Ангел», или «вестник». Ходила даже легенда, что его книга, вошедшая в канон священных книг, была написана воплощенным Ангелом. В книге, помимо обличений иудейского народа в нечестии, есть прямые пророчества о пришествии Мессии и приготовлении пути ему проповедью Иоанна Крестителя, которого пророк называет Илией. «Вот Я пошлю к вам, - говорит Малахия от Лица Божиего,- Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтоб Я пришедши не поразил земли проклятием». Сам Господь Иисус Христос нередко упоминал в своих проповедях пророчества Малахии.

17 января

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕВФИМИИ ВАТОПЕДСКИЙ И ИЖЕ С НИМ (1279-1280)

В царствование византийского императора Михаила Палеолога (1260-1281) была предпринята попытка в обмен на политические дивиденды и военную помощь с Запада соединить Православную Церковь с Римо-Католической. При этом навязывались латинские догматические взгляды и некоторые католические обряды. Оплотом сопротивления ереси стала Святая Гора. Проповедники новых взглядов в сопровождении вооруженных отрядов в 1279 году двинулись на Афон. Они достигли Ватопедской обители и стали принуждать поминать на службах римского папу, исповедовать латинский Символ веры. Игумен Евфимий стойко воспротивился и стал мужественно обличать латинян в ереси. Его обвязали цепью и утопили в море. Еще 12 иноков были повешены. Пострадавшие Христа ради вошли в чин преподобномучеников.

18 января

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК РОМАН КАВСОКАЛИВИТ (1694)

В юности преподобно мучен и к Роман Кавсокаливит слышал рассказы о мучениках, всем сердцем хотел им подражать, хотя и не понимал, ради каких вечных благ они страдали. Он отправился в Иерусалим и там был просвещенв церковных догматах. И желание стать мучеником в нем только окрепло. В городе Салоники он стал проповедовать Христа. Мусульмане подвергли его жестоким побоям и приковали к галерам. Через несколько лет Романа выкупили христиане, и он стал подвизаться в монашеских трудах в Кавсокаливском скиту Святой Горы Афон. Под руководством старца Акакия ревностный монах Роман достиг высот веры и приготовил себя к мученичеству. Он пришел в Константинополь, где стал уничижительно говорить о мусульманской вере, за что был предан истязаниям и обезглавлен.

19 января

О ПРАЗДНИКЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

Праздник именуется Богоявлением, поскольку при Крещении Иисуса Христа в Иордане Иоанном Предтечей человечеству явилась Пресвятая Троица: с небес раздался глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Праздник утвердился еще в апостольское время. В празднике Крещения Господня утверждается вера в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога. Церковь же, утверждая необходимость Крещения для верующих во Христа, учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары, ведь в Крещении мы облекаемся во Христа. Так и поется в праздник и при Крещении всякого человека, приходящего в мир: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

20 января

СОБОР ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Родившийся шестью месяцами раньше Спасителя пророк Иоанн Предтеча был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы. Как и родители Пресвятой Девы Марии, супруги до пожилого возраста горевали о своей бездетности. И вот, когда Захария служил в Иерусалимском храме, ему явился Архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении сына, который «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии... дабы представить Господу народ Приготовленный». За неверие Захария был поражен немотой до самого дня рождения Иоанна. Позднее Захария был убит фарисеями прямо в святилище, что сам Спаситель поставил им в смертный грех: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии... которого вы убили между храмом и жертвенником».

21 января

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ МАКРИС (1431)

Наследник именитого греческого рода, преподобный Макарий Макрис родился в Салониках в 1383 году. Получив блестящее образование, он в 18 лет принял постриг в монастыре Ватопед. Десять лет Макарий находился в послушании у старца Матфея, а затем - у аскета Давида, при посредстве которого он познакомился с императором МануиломП Палеологом и, впоследствии,- с Иоанном VIII. После 1419 года по приглашению императора Макарий переезжает в Константинополь, чтобы принять участие в разрешении догматических споров. Святой сыграл ведущую роль на местном церковном соборе 1426-1429 годов. Позже его избрали игуменом монастыря Пантократор, где он и закончил свой земной путь. Литературное наследие святого составили творения по агиологии, сочинения на догматические (антилатинские) и нравственно-поучительные темы.

22 января

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ (1569)

Святитель Филипп (в миру Феодор) происходил из боярского рода. В юности его приблизил великий князь Василий III, но служба при дворе, равно как и земные блага, не прельщали юношу. Тайно, в простой одежде, он покинул Москву и достиг Соловецкого монастыря, где принял постриг и нес самые тяжелые послушания. Когда на трон взошел Иоанн Васильевич Грозный, он призвал к себе Филиппа, которого знал и любил в детстве. Царь рассчитывал на его полную поддержку в борьбе с боярами и против его воли возвел на митрополичий престол. Но беззакония опричнины и бесчисленные казни возмущали святителя, и он стал мужественно обличать царя, пережившего в детстве страх убиения и ставшего до безумия вспыльчивым и яростным. За это митрополита заключили в оковы и колодки, а потом заточили в монастырь, где он и принял мученическую кончину.

23 января

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ КОМЕЛЬСКИЙ, ОБНОРСКИЙ (1429)

Святой Павел Комельский родился в Москве в богатой семье. В 20 лет он тайно покинул родительский дом и принял постриг в монастыре на Волге, а потом пришел в Троицкую обитель Сергия Радонежского и стал его учеником. С благословения преподобного Сергия он стал жить отшельником вдали от обители и пробыл 15 лет в затворе. Потом Павел странствовал, ища более пустынные места, и остановился в Комельском лесу, что в Вологодском крае. Три года он жил в дупле старой липы, питаясь хлебом пару раз в неделю. Но и из той глуши распространилась слава отшельника. Преподобный Сергий благословил его основать обитель. Построив храм и написав братии строгий устав, святой поставил игуменом ученика Алексия, а сам вновь поселился в глухом лесу. Несмотря на самые суровые условия подвига, святой дожил до 112 лет в добром здравии.

24 января

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ (529)

Преподобный Феодосии Великий был основателем традиции общежительного монашества, которую спустя почти 1000 лет утвердит на Руси Сергий Радонежский. 30 лет святой подвизался в пустыне Палестины. Когда к нему стеклось множество учеников, он стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв кадило с холодными углями, святой двинулся из пещеры по пустыне, и вот внезапно угли разгорелись. Там святой и основал первый общежительный монастырь. Преподобный Феодосии также устроил в обители странноприимные дома, больницы и жилища для престарелых и за свою долгую жизнь - святой прожил 105 лет - прославился не только милосердием, но и чудесами. Так, во время голода в обители чудесно умножались хлебы, и Феодосии кормил всех бедствующих. По его молитвам гибла саранча, опустошавшая поля. И многие заблудившиеся в пустыне или погибавшие на море утверждали, что спаслись по предстательству святого.

25 января

СВЯТИТЕЛЬ САВВА, АРХИЕПИСКОП СЕРБСКИИ (1237)

Великий святой Афона Савва, архиепископ Сербский (в миру Ростислав), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери византийского императора Романа. В 17 лет он встретил русского монаха с Афона и, тайно оставив дом, ушел в Пантелеймонов монастырь. Отец противился его постригу и даже грозил пойти на греков войной, если ему не отдадут наследника, но в итоге, сам побежденный сыном, принял постриг с именем Симеон и вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне «державные» подвижники обновили сербский Хиландарский монастырь. В 1219 году Вселенский Патриарх Герман рукоположил Савву, уже бывшего архимандритом, в сан архиепископа всей Сербии. С грустью святитель покинул Афон, обойдя перед разлукой со Святой Горою все монастыри. Святитель не только стал создателем самостоятельной Сербской Церкви, но и немало содействовал укреплению сербского государства.

26 января

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ (1365)

Преподобный Максим Кавсокаливит родился в Малой Азии. Прежде чем прийти на Святую Гору, он уже имел большую школу послушания у старца на горе Ган и отцов пустынных гор Папикийских. Чтобы скрыть свои подвиги, святой юродствовал, его считали не стоящим доброго внимания. По прибытии на Афон он стал подвизаться в Великой Лавре, исполняя самые низшие послушания. Преподобный сподобился явления Божией Матери, давшей ему указание жить в уединении. Молясь на вершине Афона, он сходил к его подножию, где жил и питался, как птица небесная. Строя на ночь травяные каливы, он на следующий день их сжигал и переходил в другое место, за что и получил прозвище Кавсокаливит (греч. «сжигающий каливы»). Достигнув высот духовной жизни, святой стал великим учителем молитвы Иисусовой и был удостоен дара прозорливости и чудотворения.

27 января

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ (335)

Святая Нина родилась в Каппадокии и была племянницей Иерусалимского Патриарха. Отец ее ушел в пустынники, а мать стала диаконисой. Воспитанная старицей, которая была родом из Иверии (Грузии), она наслушалась о той языческой стране и захотела идти туда с проповедью Евангелия. Желание возгорелось, когда в ночном видении Матерь Божия вручила Нине крест из виноградных лоз, оказавшийся в ее руке при пробуждении. Во время гонений на христиан Нина бежала в Иверию и смогла поселиться в царских виноградниках. Скоро распространилась о ней слава как о великой целительнице, помогающей больным по молитвам Христу Спасителю. Совершаемые ею чудеса были столь впечатляющи, что вскоре многие обратились в христианство, и даже царь Мерой уверовал во Христа. Позже Нина обратила в веру Софию, царицу Кахетии, и после 35 лет благовествования мирно скончалась.

28 января

СВЯТИТЕЛЬ ГЕРАСИМ II, ПАТРИАРХ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (1714)

Начальное образование будущий святитель Герасим получил от своего отца-протопресвитера на Крите, а затем побывал на Корфу и в Венеции, где выучил древнегреческий, латинский и еврейский языки. Из-за захвата турками Крита Герасим не смог вернуться на родину и некоторое время преподавал на Пелопоннесе и в Эпире. Затем его рукоположили во епископа Кастории, потом доверили управление Адрианопольской кафедрой. В 1688 году Герасим был избран Патриархом Александрийским. Занимая эту должность, он заботился о распространении Слова Божия и защищал православную веру от латинян. Обладая обширными знаниями, Герасим составил проповеди на годовые церковные праздники и написал различные философско-богословские сочинения. Остаток дней он провел в Ватопедском монастыре на Афоне, где почитается его честная глава.

29 января

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ДАМАСКИН ХИЛАНДАРСКИЙ (1771)

Уроженец Болгарии, преподобномученик Дамаскин удалился на Афон и принял постриг в Хиландарской обители, став впоследствии ее настоятелем. Однажды он отправился по монастырским делам на подворье Хиландара, в болгарское село Свистово, и попросил местных турок уплатить долг. Вместо этого ночью турки привели на подворье свою соплеменницу, затем сами ворвались туда, схватили Дамаскина, привели на суд и обвинили в похищении турчанки и осквернении их закона. Судья видел невиновность Дамаскина, но под давлением клеветников и безумствующей толпы приговорил его к повешению. По дороге на казнь святому трижды предлагали отречься от Христа, обещая сохранить жизнь и вернуть украденное. Но всякий раз Дамаскин отвечал: «Я христианином родился, христианином и умру». Осенив себя крестным знамением, он смело взошел на виселицу.

30 января

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (356)

Выходец из знатной египетской семьи, преподобный Антоний Великий поступил по словам Христа: «Если хочешь быть совершенным,пойди, продай имение твое и раздай нищим». Раздав имение, он ушел в Пустыню, где положил начало отшельничеству, а позднее, когда к нему присоединились другие, и традиции монашества. Видя в нем особую опасность для себя.диавол насылал на святого мучительные видения плотских грехов, искушал страхом перед зверями и даже направил бесов избить его едва не до смерти. В самый тяжкий миг небесный свет осиял подвижника, и он воскликнул: «Гце был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» И Господь ответил: «Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире».

31 января

СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ, АРХИЕПИСКОП АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (444)

Святитель Кирилл происходил из знатной семьи, изучил светские науки и, приняв монашество, подвизался в скиту, пока его не призвал Патриарх Александрийский Феофил. Кирилл был избран Патриархом после его кончины. Главной заслугой святителя стала борьба с еретиками-несторианами, которые умаляли Божественную природу Иисуса Христа, считая Спасителя лишь человеком, в котором жил Бог, и учили, что природы Божественная и человеческая во Христе отделимы друг от друга. При этом они называли Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Иисуса. Для преодоления ереси пришлось созывать Вселенский Собор, и споры были столь яростны, что даже приводили к городским беспорядкам, а противников бросали в темницу. На Соборе победил Кирилл, управлявший кафедрой еще 32 года.