Июль

1 июля

ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕОНТИЙ МИРОТОЧИВЫЙ (1605)

Рукопись жития святого Леонтия хранится в монастыре Дионисиат,где он и жил, никуда не выезжая в течение 68 лет. Неизвестный биограф написал о преподобном Леонтии вскоре после его кончины. Возможно потому, что при открытии и переносе его останков в костницу (обычно на Афоне это делают через 5-6 лет после смерти монаха) все стали свидетелями, как его мощи обильно истощали благоухание и святое миро. От того его стали называть Мироточивый. Родился Леонтий в 1520 году и уже в 17 лет пришел на Святую Гору, где постригся в обители Дионисиат. Ему благословили жить в уединении в келлии-пещере, рядом с кладовыми монастыря. Чистота его жизни и молитвы была такова, что он благодатью Божией читал помыслы людей и прозревал будущее судеб приходящих к нему. Предупредив братию, предсказал он и час своей мирной кончины.

2 июля

АПОСТОЛ ИУДА, БРАТ ГОСПОДЕНЬ (ОК. 80)

Апостол Иуда (не Искариот), из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и был, как и Иаков, сыном праведного Иосифа, обрученного с Девой Марией, от его первой, почивШей жены. Однако, в отличие от Иакова, Иуда далеко не сразу поверил в то, что его родственник - Сын Божий, Мессия. И, помня это, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим, почему и в своем Соборном послании именует себя лишь братом Иакова. По Вознесении Христа апостол Иуда распространял Его учение в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Он принял мученический венец около 80 года в Армении, где был распят на кресте и пронзен стрелами. Главный завет апостола Иуды к христианам: недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, основанные на любви к ближнему.

3 июля

КАЛЛИСТ ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 1363)

Каллист родился в Константинополе и был весьма образован. Предполагается, что постриг будущий Патриарх принял в монастыре Ксанфопул. Святой входил в число любимых учеников преподобного Григория Синаита. На Афоне святой Каллист вместе со своим учителем построил скит близ Великой Лавры. Каллист считается одним из столпов духовной традиции исихазма, особого молитвенного состояния - полной «тишины помыслов», он оставил важные наставления об обучении Иисусовой молитве. Немалую роль святой сыграл и в политической жизни Византии, способствуя примирению императрицы Анны и Иоанна Кантакузина, оспаривавших престол между собой. Став императором, Иоанн Кантакузин, почитавший святого, приложил усилия к возведению Каллиста на Константинопольскую кафедру, которую тот, с перерывом, занимал при нем и его преемнике, Иоанне Палеологе.

4 июля

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ГРЕКА (1996)

Обретение мощей преподобного Максима Грека, происшедшее летом 1996 года, стало символом единения Православных Церквей, ведь за несколько лет до этого он был практически одновременно прославлен в лике святых Русской, Элладской и Константинопольской Церквями. Удивителен сам феномен начавшегося уже вскоре после его кончины широкого почитания аристократа-интеллектуала, иностранца, казалось бы, далекого от народа. Ведь он был призван на Русь из Греции лишь ради перевода духовных книг. Однако сердце народа глубоко тронул вольный мученический путь мудрого заступника. Максим Грек, переводя Псалтирь и исправляя богослужебные тексты, проникся духом нашей страны и, подобно древним пророкам, принялся бесстрашно «исправлять» ее жизнь - обличать духовенство в чрезмерном стяжании, а власти - в ограблении люда. За это он был заточен, как в тюрьму, в Иосифо-Волоцкий монастырь.

5 июля

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ УЧИТЕЛЬ (ДИДАСКАЛ) (1834)

Святой Григорий (в миру Георгий) соединил В себе высокую академическую образованность и простоту святогорского монаха, библиотечную книжность и деятельную жизнь в сане митрополита. Он, как и его духовный отец, Паисий Величковский,был Выдающимся переводчиком с греческого и латинского языков и одним из блестящих издателей духовной литературы. Георгий Микулеску родился в Бухаресте в 1765 году, где и получил блестящее образование. В 25 лет он пришел к преподобному Паисию в Нямецкий монастырь (Румыния), там и постригся с именем Григорий. После кончины своего старца в 1794 году он ушел на Святую Гору, где подвизался в монашеской аскезе в Ватопедской келлии области Каламица. По промыслу Божиему, в 1812 году Григорий возвратился в Румынию, где ему предстояло стать митрополитом-просветителем, славой Румынской Церкви.

6 июля

ПРАВЕДНЫЙ АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1545)

Святость и всенародное почитание 12-летнего отрока, жившего в далекой двинской деревне и не отмеченного никакими великими делами, а ставшего жертвой несчастного случая - удара молнии, покажутся неверующему чем-то абсурдным, верующим же приоткрывают тайны путей Господних. Когда отличавшийся послушанием и трудолюбием Артемий был убит в поле грозой, суеверные односельчане, по древнему и отнюдь не христианскому обычаю, отнесли его, как пораженного карой небесной, подальше от села и оставили в лесу, закидав хворостом и берестой. А через 32 года мощи Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней, особенно в период эпидемий. Даже стружки от досок, на которых впоследствии писали иконы отрока-праведника, обладали чудесной целебной силой.

7 июля

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Родители Иоанна Крестителя, священник Захария и Елисавета, до старости были бездетны, что в Израиле считалось позором. Однажды, когда Захария в свой черед служил Иерусалимском храме, ему явился Архангел, предрекший рождение сына, который будет провозвестником Мессии. Елисавета вскоре зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась, пока ее не посетила Дева Мария, ее дальняя родственница. Богородицу и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал сам находившийся еще в утробе Иоанн - «взыграл младенец во чреве». Во время избиения младенцев в Вифлееме Елисавета скрывалась с сыном в пустыне, где позже и умерла. Захария же был по приказу Ирода убит в храме. Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне, пока не настал час выйти на проповедь о покаянии и крестить пришедшего в мир Спасителя.

8 июля

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ (1228)

За несколько лет до того, как взойти на муромский престол, Петр заболел проказой, неизлечимой даже в наши дни. И вот в сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в рязанской земле. Когда князь увидел приведенную к нему Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту,что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простолюдинок и, когда князь отказался отпустить ее, обоих изгнали. Из-за этого муромский престол стал причиной кровавой смуты, и народ потребовал вернуть князя с женой. Супруги жили счастливо, умерли в один день и час, приняв перед кончиной постриг, и стали почитаемы на Руси как покровители семьи и брака.

9 июля

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ДАВИД АГИЯННАНИТ (1813)

Встреча двух святогорских монахов в Салониках летом 1813 года стала для одного входом в сонм святых мучеников, пребывающих в Царстве Небесном, а для другого - духовной погибелью. Первый монах - Давид из скита Святой Анны, а имени второго не осталось в памяти людской. Когда Давид пришел в Салоники, то там он увидел собрата, который перед всем народом стал отрекаться от Христа и просить турок сделать его мусульманином. Был ли это сознательный выбор или помрачение ума заблудшего, мы не знаем, но Давид стал останавливать его и убеждать не совершать иудово отречение от православной веры. Его речь не осталась не замеченной турками, он был схвачен и повешен. Удивительно то, что святой Давид, живя в скиту, именно мученический конец и просил для себя у Господа.

10 июля

ПРЕДОДОБНЫИ САМПСОН СТРАННОПРИИМЕЦ (ОК.530)

Сампсон происходил из богатой и знатной римской семьи. В молодости глубоко изучив медицину, он стал безвозмездно лечить больных, а после смерти родителей начал готовиться к пустынножительству, раздал наследство и отпустил на волю своих рабов. Однако Господь указал ему путь иного служения, и святой, поселившись в Константинополе, продолжил лечить недужных не только силой врачебного таланта, но и чудотворенйя, как носитель Божией благодати. Патриарх посвятил его во пресвитера. Исцелив самого императора Юстиниана одним прикосновением, святой Сампсонотказался отНаграды и лишь попросил правителя построить странноприимный дом и больницу, в которой он подвизался до глубокой старости. Святой и после кончины не оставил свою странноприимницу, оберегая ее от пожаров и являясь нерадивому управляющему, дабы вразумить его.

11 июля

ПРЕПОДОБНЫЕ СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ (ОК. 1353)

Основатели Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам,посреди Ладожского озера, были греческими монахами, пришедшими во владения Великого Новгорода еще в Х веке, во времена Крещения Руси. О жизни святых известно мало, но лучшее свидетельство их подвига - устроенная ими знаменитая обитель, которой суждено было стать оплотом христианского просвещения на севере Руси, пережить множество бед и разорений, гибель братии, принявшей мученическую кончину при вторжении шведов, поругание в богоборческую эпоху и, наконец, восстановление во всем своем величии. Валаамский монастырский устав считался образцовым: монахам полагалось жить «по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа - общежительством... в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании».

12 июля

ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ (67)

Петр, первоначально звавшийся Симоном, был простым рыбаком, а Павел, называвшийся Савлом,- высокообразованным фарисеем, знатоком как «закона и пророков», так и языческой культуры. Симон был первым апостолом, всем существом своим исповедавшим Иисуса Мессией, Христом, за что удостоился звания Камень (Петр), и на камне твердой Петровой веры Господь, провидевший отречение и покаяние ученика, обещал создать Церковь Свою. Павел же, можно сказать, завершал ряд великих апостолов, и его Спаситель призвал из числа своих ярых гонителей. Петр обратил тысячи иудеев, а Павел - тьмы Язычников. Первоверховные апостолы были схожи пламенными натурами - тем, что именуется харизмой и пассионарностью, а едины - в вере ив мученическом венце, который приняли за Христа в Риме, освятив путь всей цивилизации.

13 июля

СОБОР 12-ТИ АПОСТОЛОВ

Двое из ближайших учеников Спасителя - Иуда (не Искариот) и Симон Зилот - приходились Ему братьями по отцу, Иосифу, обрученному с Девой Марией. Пятеро были простыми рыбаками: братья Петр и Андреи, Фома, братья Иаков Зеведеев и Иоанн, ставший любимым учеником Христа. Братьями друг другу были м призванные Господом мытари Матфей и Иаков Алфеев. Образованными были лишь Филипп, его друг Варфоломей и Матфйй, избранный на место отпавшего Иуды Искариота. Все пошли благовествовать миру - от Британии и Скифии до Индии, и сама их жизнь стала доказательством Воскресения Христова. После Распятия они в страхе скрывались - и вдруг вышли на проповедь, не страшась никаких поруганий, мучений и смерти. Почему? Поиск ответа на этот вопрос привел к вере многих рационалистов, доверяющих лишь «голому факту» и логике.

14 июля

МУЧЕННИКИ ЧУДОТВОРЦЫ И БЕССРЕБРЕНИКИ КОСМА И ДАМИАН(284)

Родные братья Косма и Дамиан были известными врачами в Риме. Они говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». За бескорыстное лечение святых братьев называли «безмездными врачами». Дар врачевания они сочетали с даром проповеди и многих обратили ко Христу. Когда об их благовествовании узнали языческие власти, святых бросили в темницу, а потом привели к императору на суд. Перед правителем они стойко исповедовали Христа и отказались принести жертву идолам. Внезапно тяжкий недуг поразил самого императора. Его врачи были бессильны, и он упросил братьев исцелить его, обещая принять Крещение. Претерпеть же кончину им пришлось не за проповедь, а за свое врачебное искусство: братьев коварно убил их же одержимый завистью наставник.

15 июля

СВЯТИТЕЛЬ ФОТИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ (1451)

Грек из Пелопоннеса Фотий был возведен на московскую кафедру Патриархом Константинополя в 1408 году и успешно продолжил дело духовного объединения Руси, начатое святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским. 22 года он был Предстоятелем Русской Церкви, укреплял молодое Московское государство, противостоял католичеству, угрожавшему с Запада. Известно, что ордынский хан Едигей пытался захватить митрополита, когда тот отбыл из Москвы во Владимир, но Господь уберег святителя.Главная заслуга Фотия - полное восстановление молитвенно-канонического единства Русской Церкви: он упразднил отдельную Литовскую митрополию, некогда учрежденную литовским князем Витовтом для южных и западных русских православных епархий. Под руководством мудрого святителя был составлен Общерусский летописный свод.

16 июля

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ГЕРАСИМ КУТЛУМУШСКИЙ (1812)

Герасим происходил из города Карпенисион в Западной Греции. В 11 лет он вместе с братом работал в Константинополе в бакалейной лавке. Однажды он опрокинул поднос с мороженым и громко заплакал. Богатая турчанка утешила его, взяла мальчика на воспитание и ласками уговорила принять ислам. Когда Герасим повзрослел, он осознал тяжесть греха вероотступничества и ушел на Афон. На Святой Горе он принял постриг в ските, принадлежащем монастырю Кутлумуш. Но, несмотря на пост и молитву, он не чувствовал, что искупил грех. Герасим отправился в Константинополь и публично исповедал себя христианином. За отречение от ислама в Османской империи полагалась смертная казнь. В течение 15 дней Герасима пытали, принуждая вновь признать себя мусульманином. Но он остался непреклонен и был казнен в возрасте 25 лет на площади близ храма Святой Софии.

17 июля

ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ И ЕГО СЕМЬЯ (1918)

«Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан. чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь». Эти строки из письма Ольги, дочери Николая II, покрывают направленные против императора упреки в слабости правления, в отречении от престола, в соглашательстве с предательской Думой. А императрица, которую многие считали немецкой шпионкой, писала: «Тяжело неимоверно, грустно, обидно, стыдно, но не теряйте веру в Божию милость. Он не оставит Родину погибнуть. Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью... Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем». Пришло время великой жертвы - и они принесли ее за всю Россию.

18 июля

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (1000)

Основатель Великой Лавры на Афоне преподобный Афанасий учился в Константинополе, где встретился со своим духовным наставником преподобным Михаилом и военачальником Никифором. Михаил постриг Афанасия в монахи, а Никифор стал его другом. Он открыл Афанасию свое желание также принять иночество и уговорил его начать постройку обители на Афоне. В разгар строительства Афанасий узнал, что Никифор провозглашен византийским императором, и понял, что он не исполнит намерения стать монахом. Афанасий не хотел завершать начатое, но царь вновь убедил его вернуться к трудам. Вскоре лавра стала Великой обителью. Однажды Афанасий осматривал купол новой церкви, и внезапно свод обрушился. Пять монахов погибли на месте. Когда откапывали Афанасия, то слышали, как он славит Бога из-под груды камней. Нашли его уже мертвым.

19 июля

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК КИРИЛЛ ХИЛАНДАРСКИЙ (1566)

Кирилл родился в Фессалонике, рано осиротел, его воспитывали два родных дяди, один из которых принял мусульманство (в ту эпоху Греция находилась под османским владычеством). Дядя-мусульманин стал склонять к принятию ислама и юного племянника. Дядя-христианин посоветовал Кириллу бежать с проезжающими через город афонскими монахами. Так отрок попал на Святую Гору, где вскоре принял постриг в Хиландарском монастыре, но жил на подворье, поскольку был слишком юн. Через восемь лет он приехал на родину с поручением из монастыря. Дядя-мусульманин узнал его и донес властям, будто его племянник принял ислам, а теперь отрекся. За это полагалась смертная казнь. Кирилла сначала пытались соблазнить богатыми дарами, на что он ответил, что его богатство - Христос. Мученика сожгли на городской площади.

20 июля

ПРЕПОДОБНЫЙ ФОМА МАЛЕИН (X в.)

Святой Фома, живший в Х веке в Византии, прославился как храбрый военачальник. Обладая огромной силой, он бился во многих сражениях, побеждая врагов. Однако в нем росло стремление к иным подвигам, и Фома принял иночество. Святой обошел ряд обителей за наставлениями подвижников и получил благословение на отшельничество. Когда он стал искать пустынное место, перед ним засиял огненный столп, указывавший дорогу. Святому явился и пророк Илия, также показавший путь. Фома пришел в восточную часть Афона, на гору Малея, и стал вести жизнь в посте и молитве, ведя непрестанную брань теперь уже не с плотскими врагами, а с духами злобы. Святой получил дары чудотворения и исцеления от недугов, молитвами изгонял бесов из одержимых. После кончины преподобного его мощи прославились многочисленными чудесами.

22 июля

ПРЕПОДОБНЫЕ ДИОНИСИЙ РИТОР И МИТРОФАН (1609)

Дионисий обладал великолепными способностями к наукам и был прекрасно образован, за что получил прозвание «Ритор». Он принял постриг и священнический сан в знаменитом Студийском монастыре. Но душа Дионисия искала безмолвия и уединения, поэтому он покинул большую обитель и отправился на Афон. Там вместе с учеником Митрофаном он через некоторое время поселился в пещере, где ныне находится Малый скит Святой Анны. Долгие годы подвижники провели в молитвах и строжайшей аскезе. Дионисий написал много сочинений, в которых явил мудрость, знание и любовь. Его труды известны как бесценные руководства для монашествующих. Митрофан по благословению учителя покинул Афон и стал духовником христиан на полуострове Халкидики. На месте пещеры, где жили преподобные, в 1956 году был построен храм.

23 июля

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (1073)

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний (в миру Антипа) родился в Любече, вблизи Чернигова. С юности его влекло к духовной жизни, и по промыслу Божиему он решился идти на Афон. Приняв постриг в одной из обителей Святой Горы, онПодвизался в пещере, пока игумен не призвал его вернуться на Русь и насаждать там иноческую жизнь по образцу афонской. Вернувшись в Киев, Антоний, как и на Афоне, поселился в пещере (ее выкопал пресвитер Иларион, ставший позднее митрополитом Киевским). Строгая аскетическая жизнь подвижника скоро прославила его, к нему стали стекаться искатели Царства Божиего. Киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на ней был выстроен большой храм и келлии, хотя сам святой продолжал подвиги в пещере, уже выкопанной им самим. Святой Антоний дожил до 90 лет, став отцом русской монашеской традиции, основанной на афонском духовном опыте.

24 июля

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА (969)

Ольга (в Крещении Елена), занявшая Престол после гибели мужа, князя Игоря, была первым христианским правителем Руси. Ее долгая жизнь стала водоразделом между Русью языческой и христианской. Тогда договоры на Руси уже скреплялись по обоим обычаям, языческому и христианскому, в Киеве стоял соборный храм пророка Илии. Сын Ольги Святослав, будучи формальным правителем, остался убежденным язычником. Оставив Русь на попечение матери, он провел всю жизнь в походах и, что символично, как и князь Игорь, тоже язычник, погиб в стороне от родной Земли. Ольга правила деятельно, укрепила Русь - и принятие ею Святого Крещения в Константинополе нельзя объяснить лишь политической выгодой, ведь в ту пору Византия вела коварную политику против Руси. Ольга прозрела православное будущее России - и внук ее Владимир, молитвами матери, направил страну Христовым путем.

25 июля

МУЧЕНИКИ ФЕОДОР ВАРЯГ И СЫН ЕГО ИОАНН (983)

Святые мученики Феодор и сын его Иоанн жили в Киеве незадолго до Крещения Руси. Тор (или Оттар) долгое время был на военной службе в Византии, где принял Крещение с именем Феодор. Князь Владимир, тогда еще ревностный язычник, после одной из военных побед решил принести жертву идолам. «Старцы и бояре» посоветовали князю избрать для жертвы юношу или девицу. Жребий, брошенный языческими жрецами, вероятно по умыслу, пал на христианина, сына Феодора. На галерее своего дома Феодор с мечом в руке встретил толпу язычников и долго убеждал ее, проповедуя о Боге Едином. Толпа стала осаждать дом.Видя, что в бою Феодора и Иоанна, опытных воинов, не одолеть, язычники обрушили часть дома на исповедников и, навалившись скопом, убили их. Впоследствии князь Владимир, обратившись в христианство, воздвиг на месте гибели святых Успенскую церковь.

26 июля

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ

Архангел Гавриил, чье имя символизирует крепость Божию,- служитель Божественного всемогущества. Архангел был призван Господом благовестить Деве Марии о Воплощении Сына Божия. Являлся он и святому Иосифу Обручнику во сне, чтобы открыть ту же великую тайну, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Архангел являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии, а потом пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и охранял Ее во все время земной жизни. Он явился и священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по церковному Преданию, был послан с небес Архангел Гавриил. Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.

27 июля

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1809)

Никодим родился на острове Наксос. С юности он отличался тягой к знаниям, обладал уникальной памятью, с одного прочтения запоминал любой текст, знал наизусть Священное Писание. Никодим также имел влечение к монашеской жизни. В возрасте 26 лет он пришел на Афон и принял постриг. Образованного и добродетельного инока привлекли к подготовке издания святоотеческих книг. Много лет он посвятил литературным и научным трудам. Позже принял схиму и шесть лет провел в совершенном безмолвии. Но поскольку в его знаниях и способностях была сильная нужда, Никодим прервал подвиг молчания и вернулся к литературным занятиям. В ночь своей кончины он причастился, и когда сидящие у его одра ученики спросили: «Учитель, ты в покое?», ответил: «Я принял в себя Христа, как мне не быть в покое»? С этими словами он мирно почил.

28 июля

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР (1015)

Начало правления Владимира в Киеве после изгнания им с престола брата Ярополка и его убийства - это разгул языческих культов: князь воздвиг капище и вместе со своей норвежской дружиной покланялся грозному Перуну. Но вот следует требование князя выдать за него замуж сестру правителей Византии под угрозой похода на Царьград, а перед женитьбой - Крещение в Херсонесе. Если бы обращение было делом лишь геополитической выгоды (как считают иные историки), Владимир несомненно, остался бы тем же жестоким ? правителем-сластолюбцем, каким был раньше. Но он в корне переменился - разрушил капища, отпустил многочисленных жен и наложниц. Приближенных Владимира даже пугали его милосердие и перемены в характере. Жизнь князя Владимира - пример чудесного преображения человека Святым Крещением и принятием веры в Спасителя.

29 июля

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АФИНОГЕН, ЕПИСКОП (ОК. 511)

Афиноген и его ученики пострадали за Христа во время гонений на христиан в городе Севастии. Правитель узнал, что христианство широко распространилось в области проповедями епископа Афиногена, и приказал привести старца на суд. Не застав епископа в обители, воины схватили его учеников и бросили их в темницу. Святитель пришел в город и стал укорять судью, и за это сам был схвачен. В тюрьме святой Афиноген укреплял своих духовных детей на подвиг. Ученики отказались принести жертвы идолам и после пыток были обезглавлены. Затем палачам было приказано пытать старца. Он стойко выдержал муки и лишь попросил казнить его в монастыре. Святой Афиноген молился Господу о прощении грехов тех людей, которые будут поминать его и учеников в молитвах, и перед казнью услышал голос Спасителя: «Днесь со Мною будешь в раю».

30 июля

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА (МАРГАРИТА) (IV в.)

Дочь языческого жреца Марина после смерти матери воспитывалась кормилицей-христианкой. Когда в Римской империи начались гонения, 15-летняя девушка была за веру брошена в темницу. Местный правитель, очарованный ее красотой, предлагал святой отречься от Христа и выйти за него замуж. За отказ ее подвергли мучениям - трезубцами рвали тело, опаляли огнем, а затем правитель повелел утопить ее в бочке. Когда мученицу погружали в воду, внезапно засиял свет, и белая голубка опустилась с неба, неся в клюве золотой венец. Тут все увидели, что на девушке нет ни следа ожогов и ран. Пораженный чудом народ стал славить Бога, и многие уверовали. Это привело в ярость правителя, и он приказал уничтожать всех, кто исповедует Имя Христа. Тогда погибло 15 тысяч христиан, а святая мученица Марина была обезглавлена.

31 июля

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ПЕЧЕРСКИЙ (1160)

Подвижник Киево-Печерской лавры Иоанн с юности мучился похотью плоти, и ничто не спасало от нее - ни голод, нижажда, ни тяжелые вериги. Он долго молился в пещере перед мощами преподобного Антония Печерского и, наконец, услышал голос: «Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, чтобы, по крайней мере, невидением и молчанием ослабить брань...» В затворе брань подвижника с телесной страстью продолжалась еще 30 лет. Однажды Иоанн выкопал яму, с наступлением Великого Поста влез в нее и засыпал себя землей до плеч - и так провел весь пост. Наконец, Господь помог святому и на его вопрос: «Господи! зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» - ответил: «По силе терпения твоего навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен, как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжелую работу, а немощным и слабым - легкую...»