Июнь

2 июня

МУЧЕНИК ФАЛАЛЕЙ (ОК. 284)

Сирийский юноша Фалалей был христианином и врачом-бессребреником. Во время гонений он был схвачен, но бежал из-под стражи. Фалалея нашли слуги правителя другого города, Эгеи, и на допросе он без утайки рассказал о своей вере и о побеге. Правитель приказал подвергнуть его пыткам, во время которых два палача убедились в присутствии рядом с юношей Божией силы, исповедали себя христианами и сами были казнены. Из-за того, что мученик оставался Невредим, несмотря на истязания, его заподозрили в колдовстве. Тогда на Фалалея натравили диких зверей при большом стечении народа, пришедшего смотреть на казнь, как на развлечение. Но хищники стали лизать ему ноги, а настоящего чародея, выведенного на арену, растерзали. Люди закричали: «Велик Бог христианский!», но судьи остались непреклонны и приказали отрубить мученику голову.

3 июня

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН И ЧАДА ЕГО МИХАИЛ И ФЕОДОР (XII в.)

Константин был потомком равноапостольного князя Владимира. Он получил в удел город Муром, жители которого в то время оставались язычниками. Они с оружием в руках со- противлялись принятию Крещения и не пускали нового князя в город. Желая показать муромцам свое стремление к миру, он отправил к ним в качестве посланника своего сына, отрока Михаила, но язычники убили его. Взойдя, тем не менее, на княжеский престол, Константин не стал относиться к горожанам, как к врагам, но думал, прежде всего, об их просвещении Евангельской истиной, в этом ему помогал сын Феодор. Однажды язычники, недовольные строительством в Муроме храмов, окружили терем, угрожая князю смертью, но он смиренно вышел к ним с иконой Богородицы, чем изменил их настроение и остановил бунт. Когда Константин умер, горожане оплакивали его, как отца.

4 июня

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ПАВЕЛ АГИЯННАНИТ (1818)

Грек по имени Панайот жил во времена османского владычества и был сапожником. Хозяева его мастерской неправедно потребовали с него лишнюю плату за аренду, на что разгневанный Панайот воскликнул: «Лучшея стану турком, чем заплачу такую сумму!» "Так он был уловлен на слове и, поддавшись слабости, принял мусульманство. Позднее он сильно раскаялся и исповедал свой грех. Но, несмотря на утешения духовника, совесть продолжала обличать его, и Панайот решил искупить отречение. Он пришел на Афон и принял постриг с именем Павел. Находясь в послушании у добродетельных духовников в монастырях Великая Лавра, Великомученика Пантелеймона и скиту Святой Анны, он приготовил себя к подвигу мученичества. Вернувшись на место своего отступничества, он исповедал себя христианином, а мусульманство осудил, за что был обезглавлен.

5 июня

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК МИХАИЛ ИСПОВЕДНИК (821)

Михаил родился в Эдессе. После смерти родителей он роздал имущество бедным и отпра- вился в Иерусалим, где принял монашество. В это время Святая земля была под властью мусульман. Послушанием Михаила было продавать сосуды, сделанные иноками. Красивого юношу заметил слуга царицы Сеиды и отвел его к своей госпоже. Та стала соблазнять монаха на прелюбодеяние, суля ему безбедную жизнь во дворце. Поняв, что монах не нарушит обета целомудрия, она оклеветала его перед правителем, сказав, что он порицает мусульманскую религию, и рассчитывала, что его тотчас казнят. Но правитель отнесся к иноку благосклонно и велел просить, чего ему угодно. Михаил сказал, что хочет одного из трех: или свободы, или того, чтобы правитель принял Крещение, или смерти за Христа. Оскорбленный такими просьбами царь приказал отрубить юноше голову.

6 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИТА СТОЛПНИК ПЕРЕСЛАВСКИЙ (1186)

Никита родился в Переславле-Залесском и заведовал сбором налогов. Он отличался жестоким характером, притеснял бедных, неправедным судом отсуживал деньги у богатых. Но однажды осознал весь ужас своих пороков. Никита ушел из дома куда глаза глядят и, оказавшись перед воротами монастыря, умолял спасти его погибающую душу. Игумен велел ему провести перед воротами три дня. По прошествии этого срока Никита увидел близ монастыря болото, разделся, вошел в топь и стал молиться, в то время как его тело полностью облепили комары. Так его и нашли монахи. Позже, приняр постриг, Никита сделал себе столп, с которого спускался только для церковной молитвы. Пришедшие к нему родственники, приняв железные вериги Никиты за серебряные, убили святого. Вскоре вериги, брошенные злодеями, нашли плывущими по реке, несмотря на их большую тяжесть.

8 июня

АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ КАРП (I в.)

Апостол Карп был учеником апостола Павла и странствовал с проповедью Евангелия. Особенно много он потрудился для создания Церкви Христовой на острове Крит и во Фракии. Как-то он узнал о том, что некий неверующий человек уговорил отречься от веры и вернуться к нечестивой жизни одного христианина. Всегда терпеливый и снисходительный к слабостям других, Карп был настолько потрясен падением своего брата, что начал усердно молить Бога покарать обоих грешников. И вот перед ним предстало видение: на краю пропасти стояли нечестивцы, а на них смотрел Госдодь. Карп продолжал молиться, чтобы грешники упали в пропасть, но вдруг увидел, что Господь протянул им руку помощи, а к нему самому обратился так: «Мучь Меня дальше, Я готов быть распятым еще раз ради спасения людей». Впоследствии Карп принял мученическую кончину.

9 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ БЕЛОЗЕРСКИЙ (1426)

Святой Ферапонт, в миру Феодор Поскочин, родился в Волоколамске в дворянской семье. В 40 дет он принял иночество в московском Симоновом монастыре. Там Ферапонт часто встречался с преподобным Сергием Радонежским и стал духовным другом Кирилла Белозерского, который рассказал ему о том, что Богородица благословила его подвизаться на севере Руси. Год иноки прожили вместе в глухих белозерских лесах, но затем Ферапонт уединился для отшельничества. Он не раз подвергался нападению разбойников. Вскоре к нему стали сходиться иноки, и возникла новая обитель, быть настоятелем которой Ферапонт смиренно отказался. Позже очень почитавший Ферапонта князь Андрей, сын Димитрия Донского, попросил святого устроить монастырь близ Можайска. Так был основан Лужецкий монастырь, где Ферапонт скончался в преклонных годах, проведя там 18 лет.

10 июня

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ, ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ (1288)

Святитель Игнатий в юности принял монашеский постриг. Через несколько лет добродетельной жизни он был поставлен епископом Ростовским. В это время Русь находилась под татаро-монгольским игом, среди князей часто возникали междоусобицы. Игнатий ездил в Орду с ходатайством за церковный причт. Святитель помирил родных братьев, ростовских князей, удержав их от кровавой распри, и в память о примирении заложил храм во имя Бориса и Глеба. После кончины святого, еще до его погребения, от мощей стали происходить чудеса. Две монахини видели, как почивший встал в Воздухе над церковью и благословил город и народ. Когда в руку усопшего хотели вложить разрешительную грамоту, он сам взял свиток, протянув руку из гроба. Мощи святителя Игнатия в настоящее время почивают в Успенском соборе Ростова Великого.

11 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН УСТЮЖСКИЙ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ (1494)

Иоанн родился неподалеку от Великого Устюга. Еще ребенком он не ел мяса по средам и пятницам, а ночи проводил в молитве. Мать, волнуясь о здоровье сына, просила оставить такое духовное рвение и воздержание, потому что у отрока не может быть тяжких грехов. На это мальчик отвечал, что без греха - один только Бог. После смерти мужа мать Иоанна ушла в монастырь, а ее сын принял подвиг юродства ради Христа. Он носил ветхое рубище,днем бродил по городу с видом безумца, отдыхал на навозе, а ночью возвращался в церковную сторожку, где жил, и, не смыкая глаз, молился до утра. Господь наделил его даром исцеления. Так, Иоанн вылечил от горячки супругу князя. После своей кончины блаженный Иоанн прославился как заступник всех прибегающих к его помощи во время нашествия врагов. Не раз он, по молитвам, помогал русскому воинству.

12 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ (383)

Отшельник Исаакий жил в пустыне. До него дошли вести, что в Константинополе император Валент стал приверженцем ереси арианства, отрицавшей Божественную природу Христа, и начал сурово притеснять православных. Исаакий пришел в столицу, чтобы поддержать верующих. В это время Валент выступал на войну с варварами. Двигаясь во главе войска, император услышал, что какой-то старец из толпы требует от него разрешить православным посещать храмы, но не обратил на это внимания. Исаакий подходил к царю в течение трех дней, предсказывая ему победу, если он последует его словам, и поражение, если будет упорствовать. В конце концов, старца взяли под стражу. Через некоторое время Исаакий сообщил, что чувствует запах горящего тела императора. Вскоре стало известно, что войско разбито, а Валент сожжен врагами в амбаре.

13 июня

МУЧЕНИК ЕРМИЙ КОМАНСКИЙ (II в.)

Во время гонений на христиан в город Команы прибыл вельможа Севастиан, которому император приказал казнить всех, кто не принесет жертвы языческим богам. На суд к нему привели старца Ермия, в прошлом воина. Севастиан решил отпустить его, так как был поражен его мужеством, мудростью и тем, что старец отказался от полагающейся ему как воину доли налога, не желая обирать бедных. Но Ермий сказал, что не ждет милостей и смерть за Христа считает вечной жизнью. По приказу вельможи старцу дали выпить яд, приготовленный чародеем, но святой остался невредим, а чародей уверовал в Истинного Бога и был казнен. Ермий претерпел страшные мучения: три дня он висел вниз головой с выколотыми глазами, а когда те, кто пришли посмотреть на его страдания, сами ослепли, исцелил их. Севастиан собственноручно обезглавил мученика.

15 июня

НОВОМУЧЕНИК КОНСТАНТИН ИЗ АГАРЯН (1819)

Константин родился на острове Лесбос в семье мусульман. В детстве его пыталась отравить соседка, угостив сластями с ядом, из-за чего мальчик почти ослеп. Позже он заболел оспой. Одна христианка напоила ребенка святой водой, и он поправился. Спасаясь от побоев отчима, мальчик перебрался в Смирну, где зарабатывал доставкой овощей покупателям. Одним из них был архиерей, обучивший юношу греческому языку и основам христианства. Константин принял Крещение на Афоне. В его душе жило благоговение перед новомучениками, и он стал готовиться к подвигу исповедания веры. Зная, что за отречение от ислама полагается смерть, он отправился к семье, чтобы крестить сестру. По дороге Константин был узнан турком и арестован. Его пытался спасти священник, имевший влияние при дворе султана, но святой отказался от помощи и был повешен.

16 июня

ЛУКИЛЛИАН И ДРУГИЕ МУЧЕНИКИ (270-275)

Лукиллиан жил недалеко от города Никомидия и был жрецом языческих богов. Однако, достигнув преклонного возраста, он принял христианство, поскольку, как сам говорил, «обрел во Христе надежду, невозможную в служении идолам». Вскоре он был арестован по приказу местного правителя. В темнице старец встретил четырех отроков-христиан: Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. За отказ отречься от Христа узников бросили в раскаленную печь, но чудесным образом пламя превратилось в росу. Тогда их переправили в Византии (будущий Константинополь), где отроков усекли мечом, а Лукиллиана казнили, распяв на кресте. Их похоронила святая дева Павла, которая помогала заключенным христианам и погребала тела мучеников. За исповедание Христа Павлу арестовали и после пыток обезглавили на том же месте, где был казнен Лукиллиан.

17 июня

ПРЕПОДОБНЫИ МЕФОДИЙ ПЕШНОШСКИИ (1392)

Преподобный Мефодий был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Неизвестно, откуда он был родом, но сохранились свидетельства, что Мефодий был одним из самых ревностных подражателей подвигов преподобного Сергия. От него Мефодий, искавший уединения, и получил благословение поселиться в лесу за рекой Яхромой. Вскоре в округе распространилась молва о подвижнике, и к нему начали стекаться ученики. Так в 1361 году возник Николо-Пешношский монастырь. Для его строительства Мефодий сам, на себе, носил стволы через реку, которая получила название Пешноша (пешая ноша). Сергий Радонежский не раз навещал своего ученика. И преподобный Мефодий посещал Троицкую обитель, где в 1380 году он вместе с преподобным Сергием молился о победе русского войска на Куликовом поле.Мефодий был игуменом Пешношского монастыря более 30 лет.

18 июня

ПРЕПОДОБНЫЕ АГАПИЙ И НИКОДИМ ВАТОПЕДСКИЕ (XIV-XV в.в.)

Иноки монастыря Ватопед Агапий и Никодим несли послушание келарей, заведующих монастырскими припасами. Они также усердно трудились в хранилище елея. Будучи учениками преподобного Геннадия Ватопедского (Дохиара), вместе с ним они удостоились видеть Чудо от иконы Божией Матери Элеовритиссы (Елееточивой). Однажды в обители случился сильный недостаток масла. Игумен послал Геннадия в кладовую за последним сосудом масла, чтобы использовать этот остаток для братской трапезы. Геннадий пребывал в сильном смущении, так как берег елей для церковных нужд. Он усердно молился Царице Небесной. Когда он, Агапий и Никодим вошли в кладовую, то увидели, что по их молитвам масло переполнило сосуд и не переставало течь из него, уже достигнув порога. Такого изобилия масла в обители хватило надолго.

19 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛАРИОН НОВЫй (845)

Иларион родился в Константинополе в семье вельможи. Принял иночество в 20 лет. Через три года перешел в Далматский монастырь, где много лет исполнял послушание садовника. Узнав, что братия собирается избрать его игуменом, удалился на гору Олимп Вифинский и только после обращения иноков к Патриарху принял руководство обителью. Когда император Феофил потребовал от него отказаться от почитания икон, Иларион назвал правителя нечестивым обманщиком, за что получил 117 ударов палками, несмотря на преклонный возраст (около 60 лет), и был сослан на маленький скалистый остров Афусия. Здесь святой выкопал себе тесную келлию, рядом с которой по его молитве забил источник пресной воды. Восемь лет прожив на острове в молчании, Иларион вернулся в свою обитель после смерти последнего императора-иконоборца.

20 июня

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАРКЕЛЛИН, ПАПА РИМСКИЙ (304)

Маркеллин стал римским папой при императоре Диоклетиане, гонителе христиан. На допросе Маркеллин устрашился жестоких пыток, которым подвергались его братья по вере, и принес жертвы языческим богам. За это он был награжден драгоценными одеждами. Но, едва выйдя на свободу, Маркеллин раскаялся. Он отправился на церковный собор и исповедался перед архиереями в том, что испугался мучений. Отцы решили, что он сам должен назначить себе наказание. Маркеллин сложил с себя сан и завещал после смерти не погребать своетело. Затем он пришел во дворец, осудил языческих богов и бросил перед императором подаренные одежды. За это он был казнен, но христиане не решались предавать тело мученика земле до тех пор, пока преемнику Маркеллина не явился апостол Петр с приказом похоронить честные мощи.

21 июня

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ФЕОФАН ВАТОПЕДСКИЙ (1588)

Феофан родился в семье благочестивых христиан в деревне на греческом полуострове Пелопоннес. В то время Греция находилась под турецким владычеством. В юном возрасте Феофан отрекся от христианства и принял ислам. Позже он раскаялся в этом поступке и стал иноком монастыря Ватопед на Афоне. Он усердно постился и молился, но совесть побуждала его к более высокой степени искупления - мученичеству. По законам Османской империи за отречение от мусульманства полагалась смертная казнь. Зная об этом, Феофан пришел в столицу империи - Константинополь и во всеуслышание исповедал себя христианином. Турки схватили его, жестоко пытали, принуждая отречься от Христа, и, ничего не добившись, казнили. После мученической кончины инока Феофана происходило множество чудес.

22 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ (1427)

Кирилл родился в Москве в знатной семье. Светской карьере он предпочел иночество и позже, по благословению явившейся ему Пресвятой Богородицы, основал на Белом озере монастырь, ставший впоследствии одним из северных оплотов Руси. Преподобный был примером нестяжания, имел лишь ризу и несколько книг, отверг дарственную боярина, хотевшего подарить монастырю село. Часто сталкиваясь со злобой людской и зная, что один инок его ненавидит, он считал того брата единственным, кто видит его грехи. Ученик Сергия Радонежского, Кирилл заботился об Отечестве. С любовью, но решительно и мудро он удерживал правителей от междоусобиц, наставлял, что упование на Бога - основа мира и благополучия. Так писал он князю: «Ведь раз сподобился ты получить от Бога великую власть, то столь же большое воздаяние ты должен воздать Ему».

23 июня

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК САВВА КОНСТАМОНИТСКИИ (XIX в.)

Савва происходил из деревни Стагира, родины философа Аристотеля, на полуострове Халкидики. Подвизался на Афоне в монастыре Констамонит, отличался Чистосердечностью и послушанием. Однажды он рассказал брату из своей обители о видении: будто бы его, Савву, убили враги, тело его осталось на земле, а душа взята на небо и сопричтена сонму блаженных. Через некоторое время Савва был отправлен по какой-то срочной надобности в другой монастырь. На пути, неподалеку от Зографского монастыря, ему встретились турки, чья многочисленная армия тогда пребывала на Афоне. Они убили ни в чем неповинного человека только за то, что он был православным монахом. Так исполнилось видение Саввы.

24 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ ГАВРИИЛ КАПСАЛЬСКИЙ (X в.)

Гавриил подвизался под руководством старца в келье близ Карей на Святой Горе Афон. Однажды старец ушел на ночное бдение в храм Протата, и в келлию постучал неизвестный монах. Он стал молиться вместе с Гавриилом, и когда пришло время петь гимн Богородице «Честнейшую Херувим», гость, предваряя песнопение, вдруг запел: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». Гавриил был так поражен красотой слов, что попросил гостя записать их, но бумаги не оказалось, и тогда монах написал слова гимна пальнем на камне. По преданию, этим гостем оыл Архангел Гавриил. С тех пор место, где впервые прозвучал гимн, носит название « [место] пения», а икона Богородицы, перед которой молились преподобный Гавриил и его ночной гость, называется «Достойно есть».

25 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ ПЕТР АФОНСКИЙ (734)

Грек Петр служил воеводой в армии византийского императора и на войне с арабами попал в плен. В темнице он вспомнил, что хотел отречься от мира, но вместо пострига стал искать воинских почестей. Он дал обет исполнить забытое благое намерение, если ему будет суждено выйти на свободу. Молитвами святых Николая Чудотворца и Симеона Богоприимца кандалы чудесным образом спали с Петра, и он пришел в Рим, где стал иноком. Во сне ему явилась Богородица, впервые указавшая на гору Афон как на Свой земной удел и будущее место подвигов многих иноков. Петр поселился в афонской пещере и много лет вел борьбу с бесами, которые пытались выжить его, принимая облик его близких и призывая следовать за ними. Через 53 года пещеру случайно нашел охотник и узнал всю историю преподобного. Петр был одним из первых афонских святых.

26 июня

МУЧЕНИЦА АКИЛИНА (293)

Акилина родилась в древнем финикийском Библе в семье христиан. В то время по указу императора Диоклетиана за исповедание Христа полагалась смертная казнь. Играя со сверстниками, Акилина рассказывала им о Воскресшем Боге и убеждала отречься от идолов. Однажды ее услышал раб местного правителя и донес, что некая отроковица смущает детей. Когда 11-летнюю девочку привели на допрос, правитель был поражен ее мудростью. Он пригрозил ей пытками, если она не отречется от Христа, и обещал дать ей сколько угодно времени на размышление, на что девочка ответила, что ей не нужцо ни одного часа. Тогда ей проткнули голову раскаленными штырями и бросили за городскими воротами. Ангел исцелил ее, и она сама явилась во дворец правителя невредимой. Придя в ужас, тот приказал отрубить девочке голову.

27 июня

ПРЕПОДОБНЫЙ НИФОНТ КАВСОКАЛИВИТ (414)

Десятилетний Нифонт был отдан на воспитание в монастырь, где вскоре принял постриг. Юноша отличался особым благочестием, и его рукоположили во иереи до канонического возраста. Стремясь к безмолвию, Нифонт прибыл на Святую Гору и стал учеником старца Феогноста. Через три года тот узнал, что его послушник священник, и настаивал на оказании Нифонту особого уважения. Чтобы избежать этого, Нифонт уединился на 14 лет. Во время эпидемии на Афоне многие священники умерли, и отшельник был призван служить в скитах и подворьях. Через три года он вновь вернулся к безмолвию. Среди иноков были и почитающие его как учителя, и подозревающие, что он находится в прелести. Чтобы не производить смущения, Нифонт поселился у Максима Кавсокаливита, а позже до конца дней жил в отдельной келлии, обретя дар прозорливости и исцеления.

28 июня

САВВА ВАТОПЕДСКИЙ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ (1547)

Савва происходил из города Фессалоники, был хорошо образован. Имея склонность к монашеству, еще юношей принял постриг в Ватопеде. После набега на Афон каталонских пиратов он отправился странствовать, достигнув Святой земли. Там Савва принял подвиг юродства ради Христа. Он притворялся безумным, чтобы указать человеку на скрытую страсть, но никогда никого не оскорблял. Во время гражданской войны в Византии он отправился в Константинополь с миротворческой миссией. Савва пытался примирить враждующие стороны-императора Иоанна Кантакузина и царицу Анну, но безуспешно. Вернуться на Афон старцу не позволили. Ему предлагали щедрое содержание и прочили на патриарший трон. Но святой отверг предложение и не пожелал ничего принять от тех, кто легкомысленно относится к братоубийственному кровопролитию.

29 июня

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ЕПИСКОП АМАФУНТСКИЙ (435)

Тихон родился на Кипре. Дар чудотворения проявился у святого еще в юношеском возрасте. Его отец был владельцем хлебопекарни и посылал сына продавать хлебы. Беднякам отрок раздавал хлебы даром. Узнав об этом, отец разгневался, но сын ответил, что читал в святых книгах: «Дающий Богу сторицею примет». «Я же,- говорил юноша,- даю Богу хлебы взаймы», и предложил отцу пойти в амбары. Отец с изумлением увидел, что хранилище, бывшее пустым, переполнено пшеницей. Возмужав и став епископом родного города Амафунта, святой искоренял остатки язычества на Кипре, уничтожал идольские капища. Двери святительского дома были открыты для всех, он с любовью выслушивал и исполнял просьбы каждого. Святой глубоко почитался в России: в его честь строились храмы в Москве, Нижнем Новгороде, Казани и других городах.

30 июня

МУЧЕНИКИ МАНУИЛ, САВЕЛ И ИСМАИЛ (563)

Братья Мануил, Савел и Исмаил родились в знатной персидской семье и были воспитаны матерью в христианской вере. Возмужав, они выбрали военное дело и достигли высоких чинов. Однажды персидский шах послал их для переговоров о мире с византийским императором Юлианом Отступником, восстановившим языческие культы. Тот пригласил парламентеров разделить с ним веселье на языческом празднике. Братья, вынужденно принявшие приглашение, во время пира уединились для молитвы, а слуге, которого послал за ними царь, сказали, что христиане не могут участвовать в жертвоприношении. Узнав, кто они, Юлиан в гневе велел пытать их. Затем, разделив братьев, чтобы старший Мануил не влиял на младших, поочередно убеждал их отречься. Ничего не добившись, он приказал отрубить им головы, после чего пошел на Персию войной и погиб.