Май

1 мая

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ИСАВР (IX в.)

В памяти Церкви Иоанн запечатлел себя как ученик преподобного Григория Декаполита, одного из защитников иконопочитания. Своего духовного наставника Иоанн очень любил. Видя в нем образ Самого Христа, он оказывал ему безропотное послушание и во всем старался подражать ему. Самоотвержение ученика не могло не радовать преподобного Григория, и он благодарил Бога за то, что нашел такого добродетельного монаха. Так между духовником и послушником установилась удивительная духовная связь, красота которой не могла укрыться от внимательного взора. Это заметил преподобный Иосиф Песнописец, другой ученик преподобного Григория. Когда после смерти учителя он прибыл к Иоанну в Константинополь, то с радостью восклицал, что вместо Иоанна видит самого Григория. Так святость и добродетель наставника в полной мере отобразились в его ученике.

2 мая

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНСКИЙ (1818)

Афанасий работал юнгой на турецком судне. Однажды в Смирне капитан заставил его принять ислам. По турецким законам возвращение из ислама в Православие каралось смертной казнью, даже если христианин был обращен насильно. Часто такие «невольные мусульмане» уезжали из родных мест и продолжали жить по-христиански, стараясь не быть узнанными. Но совесть требовала от Афанасия большего - он решил искупить отвержение кровью мученичества. Так он отправился на Афон в монастырь Эсфигмен и принял монашество с именем Агафангел.Подвизаясь в послушании, посте и молитве, он укрепился в решимости пострадать за Христа. Когда пришло время, он вернулся в Смирну и предстал пред турками с иконой Воскресения и крестом в руках. Исповеднику отсекли главу. Ныне его святые мощи пребывают в Эсфигмене - обители его покаяния.

3 мая

ПРЕПОДОБНЫЕ АФАНАСИЙ И ИОАСАФ МЕТЕОРСКИЕ (XIV - XV в.в.)

Основатель самого древнего и крупного из Метеорских монастырей - преподобный Афанасий - ранее подвизался на Афоне в скиту Магула, в местности Милея. Его наставниками были старцы - исихасты, но из-за пиратских набегов Афанасий был вынужден оставить Святую Гору и около 1340 года поселился около города Стаги на скале высотой 613 метров, которая получила название Метеорон (парящая в воздухе). К нему стали стекаться ученики, и возник общежительный монастырь со строгим уставом. Крошечная обитель превратилась в процветающий монастырь благодаря сподвижнику и преемнику Афанасия преподобному Иоасафу (в миру Иоанн Урош), последнему представителю династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником сербского царя Стефана Душана. В 1373 году, в возрасте 23 лет, он отказался от унаследованной власти и принял постриг. Иоасаф перестроил храм Преображения Господня и добился признания независимости Метеор у Константинопольского Патриарха, который вывел их из-под юрисдикции епископа Стагийского.

4 мая

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИАННУАРИЙ И ДРУГИЕ МУЧЕНИКИ (ок. 305)

Эпоха правления императора Диоклетиана ознаменовалась самыми беспощадными гонениями на христиан. Но именно в это время, в самый разгар жестокости, миру былаявлена необычайная красота христианской души, способной к подлинной, непреходящей любви. Таким был епископ Ианнуарий, который был предан мучениям в Италии, в Неаполе. Пытки были бесчеловечными, а Божия помощь поразительно явной. Его бросали в раскаленную печь, но пламя чудом утихало. На него выпускали разъяренных львов, но звери становились кроткими и лизали его ноги. Когда один из его палачей ослеп, Ианнуарий из сострадания исцелил мучителя молитвой. Изумленный народ попытался остановить казнь. Но святой ответил, что смерть за Христа принесет плод больший, чем жизнь. Так и случилось - он стал небесным покровителем города Неаполя.

5 мая

ПРЕДОДОБНЫЙ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (VII в.)

Виталий, инок монастыря аввы Серида в Газе, пришел в Александрию в возрасте 60 лет. Он нес необычный духовный подвиг. Нанимаясь на работу в городе, Виталий брал за свой труд 12 медных монет, на одну из которых покупал скудную пищу, а остальные деньги тратил в публичном доме: составив список всех блудниц Александрии, он поочередно обходил каждую, отдавая ей деньги с условием, что женщина в эту ночь воздержится от греха. Сам же Виталий проводил ночь в молитвах за блудницу, взяв с нее клятву не разглашать его поступок. Многие падшие женщины, вняв увещеваниям старца, раскаивались и оставляли постыдное занятие. Когда Виталий был найден коленопреклоненным, скончавшимся во время молитвы, блудницы рассказали о его подвиге, и горожане раскаялись в своем осуждении, удивляясь необычайному смирению старца.

6 мая

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (303)

Георгий был прославленным полководцем римской армии, обладал большим состоянием и занимал высокий военный пост. Однако Победоносцом он был назван как победитель в брани духовной. К мучению Георгий готовился, как к бою. Узнав о гонениях, он раздал свое имение нищим, слуг отпустил на свободу, а сам предстал перед императором Диоклетианом и исповедал себя христианином. Георгия подвергли бесчеловечным мучениям. Его привязали к колесу, при вращении которого тело кромсалось железными ножами. Но раны чудом затягивались на глазах, словно восковые. Видя это, во Христа уверовали многие язычники, и даже сама императрица. Наконец мученика обезглавили. Подвиг Георгия стал воплощением мужества и непреклонной веры в божественную помощь. А посмертные чудеса сделали его одним из любимых святых христианского мира.

7 мая

ПРЕПОДОБНЫЙ КСЕНОФОНТ, КТИТОР (1018)

Святой жил в конце Х века. Когда он пришел на Афон, то на месте нынешнего монастыря Преподобного Ксенофонта стояла лишь небольшая церковка, где хранилась икона великомученика Георгия Победоносца, которую в период иконоборчества безуспешно пытались сжечь еретики. Один из них ударил чудотворный образ мечом, и из него потекла кровь. Иконоборцы в страхе обратились в бегство, а православные вверили образ морским волнам, чтобы он избежал дальнейшего поругания. Так икона приплыла на Афон. Когда Ксенофонт услышал Эту историю, он на свои средства построил собор во имя великомученика Георгия и основал монастырь. Духовная дружба связывала Ксенофонта с великим подвижником преподобным Афанасием Афонским, который исцелил его брата Феодора от рака. Последние годы жизни Ксенофонт провел в уединении, передав игуменство брату.

8 мая

АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАРК (63)

Символом апостола Марка стал могучий лев. Этот образ передает особенность содержания Евангелия от Марка - свидетельство о царственном достоинстве Христа. Таким евангелист записал его со слов апостола Петра, который крестил Марка и полюбил его как сына. Марк сопровождал Петра в его путешествиях. Также он был сподвижником апостолов Павла и Варнавы. От Петра Марк воспринял характер проповеди: его слово было простым, кратким, безыскусным, но полным силы и вдохновения. Творил Марк и великие чудеса: воскрешал мертвых и повелевал стихиями. Возвещая о Христе, он побывал на Кипре, в Риме, Ливии и, наконец, в Египте, где основал Александрийскую Церковь и стал ее первым епископом. Апостол умер, схваченный язычниками и влачимый ими по улицам Александрии. Они хотели сжечь его тело,но внезапная буря погасила костер.

10 мая

АПОСТОЛ И СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СИМЕОН (107)

Симеон приходился сродником Господу, будучи сыном Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, супруга Девы Марии, хранившего Ее в чистоте. Уже в зрелом возрасте он, видя дела Спасителя, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова (память 5 ноября по н.с.), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали Симеона. В правление императора Траяна римскому правителю Иудеи донесли, что Симеон происходит из рода царя Давида - а римляне задались целью уничтожить всех потомков великого царя - и к тому же исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем, и после долгих мучений распяли на кресте, как и Спасителя.

11 мая

СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ, ЕПИСКОП ТУРОВСКИЙ (1183)

Современники епископа Кирилла называли его «вторым Златоустом» - такая высокая оценка была дана его вдохновенному, поэтическому слову. Родился святой в г. Турове, что на реке Припять в Белоруссии. С детства он прилежал к изучению «божественных писаний», а состоятельные родители позаботились о его образовании. Став монахом, Кирилл проводил жизнь суровую и внимательную,тем самым привлекая благодать Святого Духа. Пламенное стремление к познанию Бога побудило Кирилла принять на себя подвиг затворничества - он затворился в башне (на столпе). Там, подвизаясь в строгом посте и молитве, он вглядывался в глубины человеческого сердца и освобождал свой дух для созерцания мира - божественного творения. И этот драгоценный опыт наш соотечественник оставил нам в своих писаниях: проповедях, притчах и молитвах.

12 мая

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ (1671)

Василий был митрополитом Герцеговины,а Острожским был назван по имени основанного им монастыря. Своей жизнью он воплотил евангельские слова о пастыре добром и истинном. Заботясь о вверенных ему христианах, он открывал храмы, школы, укреплял свой народ, страждущий от насилий османских наместников. Много сил святитель отдал, защищая Православие: в Сербии в те времена активно велась пропаганда католической унии. В трудный момент жизни Василий нашел пристанище на Афоне. Вследствие обвинений, сфабрикованных османскими властями, он был вынужден покинуть Родину и удалился в обитель Хиландар, где прожил около года. В знак благодарности братии за поддержку святитель реконструировал на свои средства одну из монастырских башен. По смерти он сотворил много чудес и стал небесным покровителем Черногории.

13 мая

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) (1867)

Великий русский духовный писатель XIX века встретил серьезные препятствия на пути к монашеству. Против пострига была его семья и высокое начальство. В 1826 году прошение офицера Брянчанинова об отставке было отвергнуто Николаем I. Вскоре он заболел тяжелой формой туберкулеза, и врачи уверяли, что монашеский образ жизни для него невозможен. Но вопреки их предсказаниям, юноша выздоровел. В 1827 году великий князь Михаил Павлович сообщил Брянчанинову, что император предлагает ему вместо отставки перевод в любой гвардейский полк в южных губерниях России, благоприятных для здоровья. «Гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире»,- сказал великий князь: «Остаться в мире и желать спастись - это. Ваше Высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть»,- ответил молодой офицер.

14 мая

МУЧЕНИКИ ЕВФИМИЙ, ИГНАТИЙ И АКАКИЙ (1814-1816)

Святые готовились к мученическому подвигу в принадлежавшем Иверскому монастырю скиту Святого Иоанна Предтечи под духовным руководством иеромонаха Никифора. Евфймий родился в Димицане на Пелопоннесе, Игнатий - в Старой Загоре, Акакий - в окрестностях Салоник. Евфймий и Акакий в юности отреклись от Христа и стали мусульманами, а Игнатий дал обещание принять ислам, но успел сбежать от турок. Терзаемые угрызениями совести и вспоминая слова Спасителя: «Кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими», они желали пострадать за Христа. Сначала на мученичество отправился Евфимий, а затем Игнатий и Акакий. В Константинополе они исповедали Христа истинным Богом перед судьей и визирем и были казнены: Игнатия повесили, Евфимию перерезали гортань, а Акакию отрубили голову.

15 мая

СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ (373)

Ни один из пастырей Церкви не имел столько влияния на события IV века, как святитель Афанасий, твердый и пламенный защитник Православия от арианства. В юности он изучил множество наук, но при этом образование ума у него соединялось с образованием сердца: он любил подвижников пустыни и отыскивал случаи знакомиться с ними. Так он не раз посещал преподобного Антония Великого и многому у него научился. Борьбе с арианством святитель посвятил 48 лет. Арий, основоположник ереси, утверждал, что Христос сотворен Богом, и тем самым сводил на «нет» весь смысл спасения человека от вечной смерти. Последствия ереси были разрушительны,но уловить богословскую разницу было нелегко. Поэтому в ответ на труды Афанасий встречал и непонимание, и клевету. Но, «претерпев до конца», он сохранил чистоту веры и был наречен Великим.

16 мая

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ (1074)

Благодаря игуменству преподобного Феодосия небольшое поселение отшельников, основанное преподобным Антонием Печерским на берегу Днепра, стало главным монашеским центром Киевской Руси. Феодосии ввел в монастыре Студийский общежительный устав, согласно которому имущество и стол у монахов были общие и все были равны между собой в отношении к монастырским работам. Инокам полагалась простая и скромная одежда, не разрешалось есть вне трапезной, разговаривать в церкви и собираться в келлиях для праздных бесед. При всей строгости устава Феодосии понимал его необходимость и по-отечески помогал братии. Часто по ночам он тайно выполнял их работу и старался прямо не обличать провинившихся, чтобы не оскорбить их. А однажды он не отворил ворот прибывшему князю, чтобы не побеспокоить отцов, отдыхавших в келлиях перед службой.

19 мая

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ИРИНА (КОН. I - НАЧ. II)

Ирина, дочь Лициния, правителя города Магедон, тайно Приняла Крещение от апостола Тимофея. Отец велел отдать ее на мучение,но один из диких коней, под копыта которых хотели бросить девицу, кинулся на Лициния и затоптал его до смерти. Ирина обратилась к Богу с горячей молитвой и воскресила отца, после чего тот вместе с семьей и многими жителями уверовал во Христа. Лициний оставил управление областью и уединился в построенной для дочери башне, чтобы проводить время в богомыслии. Правители соседних городов Седекия, Савах и Нумериан разными пытками безуспешно старались заставить святую принести жертву идолам. Ирина была обезглавлена по приказу Савория, но Господь, желая посрамить язычников, воскресил великомученицу. Тогда Саворий просил крестить его и жителей. Ирина мирно преставилась в Эфесе.

20 мая

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ПАХОМИЙ АГИОПАВЛИТ (1730)

Пахомий родился на Украине. В юности он попал в плен к татарам и был продан одному турку-кожевнику из городка Усаки. Хозяин хотел, чтобы юноша стал мусульманином, но ни побои, ни голод не сломили Пахомия. Он отказался жениться на дочери кожевника и стать его наследником. Спустя 20 лет хозяин освободил Пахомия, тот собрался в путь, но тяжело заболел. Турки утверждали, что в забытьи он отрекся от Христа, и насильно одели его в мусульманскую одежду. Пахомий уехал в Смирну под видом купца и оттуда отправился на Афон. Двенадцать лет он подвизался близ монастыря Святого Павла и шесть лет был учеником преподобного Акакия Кавсокаливита. Пахомий решил пострадать за Христа, мучимый сомнениями, не совершил ли он действительно вероотступничества, будучи в беспамятстве. Получив благословение наставника, он отправился в Усаки. Увидев Пахомия в подряснике, турки обвинили его в том,что он отверг ислам. Тот ответил, что никогда не оставит истинную православную веру и не примет ложную. Пахомия бросили в тюрьму и на третий день обезглавили.

21 мая

ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СОРСКИЙ (1508)

Святой происходил из боярского рода Майковых и принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Мировоззрение этого великого подвижника и главы нестяжателей сформировалось под влиянием посещения афонских монастырей, где он прожил несколько лет, опытно постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов, которые он превратил в практическое руководство своей жизни.После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил основал в 15 верстах от него, на реке Соре, небольшую обитель, где ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов. Преподобный Нил порицал монастырское землевладение, считая, что иноки должны жить только трудом своих рук. Сам он был для братии образцом трудолюбия. В написанном им Уставе преподобный Нил более всего обращает внимание иноков на умное делание - постоянное пребывание в молитве.

22 мая

ПРОРОК ИСАЙЯ (VIII в. до Р.Х.)

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Эти слова,так знакомые нам по Божественной Литургии, впервые были произнесены пророком Исайей. Он услышал их в видении от шестикрылых Серафимов, один из которых взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им его уст. Так Исайя восприял пророческий дар такой неслыханной силы, исключительной глубины и поэтической красоты, что был назван царем пророков. Время его служения пришлось на трудный исторический период: Израиль терзали войны и нестроения. В тяжелых кризисах, которые переживает его народ, Исайя являет себя пророком веры - он требует, чтобы люди полагались только на Бога - единственную возможность спастись. Однако потомкам Исайя более известен как пророк-евангелист. Никто другой не предсказывал с такой ясностью о пришествии Христа Спасителя.

23 мая

АПОСТОЛ НИКОДИМ, АРХИЕПИСКОП СЕРБСКИЙ (1324)

святитель Никодим подвизался на Афоне и был постриженником, а затем игуменом монастыря Хиландар. Когда Церковь Сербии избрала его своим предстоятелем, Никодим не хотел покидать Святую Гору, но братия убедила его не отказываться от церковного призвания. Став архиепископом всея Сербския и Поморския земли, он многое сделал для своего народа. Никодим боролся с ересью богомилов и перевел с греческого на славянский язык Устав преподобного Саввы Освященного. К нему, как к мудрому отцу, Сербия обращалась за помощью в трудные исторические моменты. Еще будучи игуменом Хидандара, он деятельно способствовал примирению двух братьев - королей Милутина и Драгутина, война между которыми продолжалась около десяти лет. Благодаря Никодиму король Милутин простил своего сына Стефана Дечанского, который поднял бунт против отца.

24 мая

АПОСТОЛ СИМОН ЗИЛОТ (I в.)

Святые отцы считали Симона Зилота тем самым женихом, чью свадьбу в Кане Галилейской Христос и Пресвятая Богородица удостоили Своим посещением. Он был свидетелем чуда превращения воды в вино и захотел последовать за Спасителем. Симон оставил новобрачную супругу и родной дом и стал одним из 12 учеников Иисуса Христа. Для отличия от Симона Петра его называли Симоном Кананитом или Симоном Зилотом (то естьучастником антиримского движения ревнителей). После распятия Спасителя он проповедовал Евангелие в Мавритании и Ливии, а затем - в Британии, где был распят язычниками. По другому преданию, Симон пострадал в городе Никопсия на берегу Черного моря. В 1875 году на этом месте русскими монахами афонского Пантелеимонова монастыря был основан величественный Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь.

25 мая

ПРЕПОДОБНЫЕ ИОАНН, ГАВРИИЛ И ЕВФИМИЙ ИВЕРСКИЕ (X-XI в.в.)

Преподобный Иоанн был советником Давида III, царя Тао-Кларджети (Юго-Западная Грузия). В 30 лет приняв постриг, он удалился в монастырь на горе Олимп в Вифинии. Там Иоанн присматривал за мулами, скрыв свое знатное происхождение. Когда его сын Евфимий был взят заложником в Константинополь, Иоанн был вынужден раскрыть тайну, чтобы освободить сына. Они поселились в Великой Лавре. Их родственник, полководец Торникий, победив с благословения преподобного Афанасия Афонского мятежника Варду Склира, получил от императора щедрую награду и разрешение основать на Афоне грузинскиймонастырь. Иоанн стал в нем игуменом,а Торникий - экономом. Торникий вел подвижническую жизнь, но имел одну слабость - любил беседовать о светских и военных делах. Поэтому Иоанн, чтобы отучить его от этой привычки, велел разговаривать о мирском лишь со старцем Гавриилом, из уст которого «исходило толькобожественное и духовное». То был Гавриил, который, идя по воде, как по суше, вынес на берег чудотворный образ Божией Матери Портаитиссы.

26 мая

ПРЕПОДОБНЫЕ ЕВФИМИЙ И ГЕОРГИЙ ИВЕРСКИЕ (1028, 1065)

Евфимий был сыном преподобного Иоанна Иверского. В числе детей грузинских вельмож он был отправлен заложником в Константинополь, но с позволения императора отец забрал отрока с собой на Афон. Евфимий превосходно разбирался в византийской и античной литературе, в совершенстве овладел греческим языком, но стал забывать родной. Однажды заболевшему Евфимию явилась Богородица и исцелила юношу, повелев: «Встань и хорошо говори по-грузински». Узнав об этом, Иоанн благословил сына заняться переводом святоотеческих книг. Сохранилось 160 переведенных им сочинений. В старости Иоанн передал Евфимию управление Иверским монастырем. Начатое им дело перевода продолжил преподобный Георгий Иверский. К его словам прислушивалась царица Грузии, а своими трудами он способствовал возвышению нравов и просвещению своего народа.

27 мая

МУЧЕНИК ИСИДОР ХИОССКИЙ (251)

Святой жил на острове Хиос. Рослый, могучего телосложения, он был подневольно взят в римскую армию. Будучи христианином, Исидор вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен. Сотник донес военачальнику, что Исидор христианин. На допросе перед ним Исидор твердо исповедал веру в Христа Спасителя, отказался принести жертву идолам, за что был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога. Начальник велел отрезать святому язык, но и после этого тот продолжал внятно прославлять Христа, отчего мучитель сам потерял дар речи и в ужасе даже упал на землю. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ - отсечь голову святому Исидору. Святой с радостью встретил свой смертный приговор и сказал: «Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!»

28 мая

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ (ОК.348)

Пахомий Великий является основателем общежительного монашества. Для основанного им Тавеннисийского монастыря в Верхней Фиваиде он, по преданию, получил устав от Ангела. Пахомий, привыкший к строгой аскезе, был удивлен легкостью монашеских правил: «Позволяй каждому есть и пить по потребности; назначай им труды, соразмерные с силами каждого; не возбраняй ни поститься, ни есть». Ангел положил совершать монахам 12 молитв днем, 12 - вечером, 12 - ночью и 3 - девятом часу. Когда Пахомий Возразил, что этих молитв мало, Ангел ответил: «Я положил столько для того, чтобы и слабые удобно, без отягощения, могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе, ибо, пребывая наедине в келлии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога». Всего в основанных Пахомием монастырях подвизалось 7 тысяч иноков.

29 мая

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР ОСВЯЩЕННЫЙ (368)

Феодор был любимым учеником преподобного Пахомия Великого. Он пришел в его Тавениссийский монастырь 14-летним отроком. Однажды Феодор пожаловался Пахомию на нестерпимую головную боль. Подвижник ответил, что истинному христианину не следует говорить о своих телесных недугах, за исключением тех случаев, когда их нельзя скрыть от окружающих. Пахомий также сказал, что болезнь надо переносить с должным терпением, так как невольные страдания есть особый вид мученичества. Это наставление Феодор принял с глубокой верой, и, хотя в течение 20 лет боли продолжались, никто не слышал от него жалоб. Феодор отличался не только добродетелями, но и особым даром слова и познаниями в Священном Писании, за что был удостоен сана иерея и прозван Освященным. После святого Пахомия Феодор стал игуменом его обители.

30 мая

ПРЕПОДОБНЫЕ НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН МЕТЕОРСКИЕ (1544, 1550)

Нектарий и Феофан были родными братьями и принадлежали к благородному роду Апсарадов из Иоаннины. Они приняли постриг у себя на родине, в келлии старца Саввы, и, когда тот скончался, почувствовали себя осиротевшими и отправились на Афон в монастырь Дионисиат. В это время там проживал на покое святитель Нифонт II, Патриарх Константинопольский. Он наставил их возвращаться в келлию старца, и они основали там монастырь Иоанна Предтечи, а затем переселились в Метеоры, где построили монастырь Варлаама, скоро ставший процветающей и славной обителью. Монастырский собор был возведен при них за 20 дней, в то время как материалы для постройки собирались и поднимались на скалу в течение 22 лет. При смерти Феофана над обителью сияла яркая звезда, которая исчезла, лишь только преподобный предал свой дух.

31 мая

ТРИНАДЦАТЬ МУЧЕНИКОВ ИЗ МОНАСТЫРЯ КАНТАРАС

После завоевания Кипра крестоносцами Римская Церковь административно подчинила греческих епископов латинским, но не смогла насадить на острове католические догматы и обряды. Одним из примеров приверженности киприотов православной вере является спор 13 Кантарских преподобномучеников с католиками об использовании теми при совершении Литургии пресного хлеба вместо квасного. Монашеская община Кантарского монастыря сплотилась вокруг приехавших на Кипр монахов-святогорцев Иоанна и Конона. Придя в Никосию, преподобномученики предстали перед латинским архиепископом Евсторгием.Во время диспута об опресноках католическое духовенство ничего не смогло возразить на их аргументы. Разгневанный Евсторгий велел бросить монахов темницу, где они томились четыре года. Монах Феоктист умер в заточении, а остальных с одобрения римского папы казнили 18 мая 1231 года. Лошади и мулы протащили привязанных к ним преподобномучеников по каменистому пересохшему руслу реки Педиос, а затем тела монахов бросили в костер.